Размышления на тему сериала «Кровавая барыня»

Вчера закончил смотреть сериал «Кровавая барыня». Для тех, кто не смотрел, это своего рода историческая теле-сага о знаменитой «Салтычихе», которая издевалась и убивала своих крепостных крестьян. Я специально не стал смотреть ничьи отзывы и комментарии об этом сериале, чтобы не «отпугнуть» своего собственного впечатления.

Мое впечатление от этого сериала очень двойственное. С одной стороны он мне очень понравился. С другой стороны — очень не понравился.

Начну с того, что мне в нем понравилось. Много всего. Во-первых, игра актеров. Особенно, исполнительница главной роли — Юлия Снигирь. Восхищение вызывала не сколько ее игра, сколько те усилия, которые, как мне кажется, она прилагала, чтобы сыграть ЭТУ роль. Все время, что я смотрел этот сериал, меня не отпускала мысль, исполнительница главной роли — это такая атлетка, коротая в каждом эпизоде поднимает неподъемную штангу или гирю, но при этом совершенно не показывает виду, как ей тяжело это дается.

Мне говорили, что злодеев играть легче, чем положительных героев. Но ТАКОГО злодея, каким был ее персонаж, мне кажется, тяжело сыграть даже самому гениальному актеру. Я всегда люблю, когда люди трудятся, и чем тяжелее добиться результата, тем больше мое уважение к ним. Здесь потрудились все на славу. Браво! Вravissimo! Но мне не хотелось бы утомлять читателя своими дифирамбами в адрес создателей сериала. Хотелось бы перейти к тому, что меня побудило написать эту статью.

А это из области того, что мне не понравилось. Нет. Речь не об отвратительных сценах насилия. Я человек хладнокровный и меня смутить это не может. Сколько смотрел я сериал, столько и ждал, когда откроется секрет: ЗАЧЕМ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ СТОЛЬКО НАСИЛИЯ?

Понимаете, во всяком произведении искусства должна быть какая-то философия, какая-то «сверхзадача». Если ружье стоит у стены, значит, оно должно выстрелить. Если эти сцены насилия снимаются, да еще снимаются так мастерски, то должна быть этому причина. Позвольте! Скажете вы… Ведь фильм-то про боярыню Дарю Салтыкову, которая тем и известна, что была изощренной садисткой и серийной убийцей. Так что либо вовсе о ней ничего не снимать, либо снимать с этими пикантными подробностями. Ну а то, что они сняты мастерски, так каждый должен делать свою работу хорошо.

Я бы согласился с этим, если бы этот фильм был просто исторической реконструкцией тех далеких событий. Хотя и в этом случае, я бы оказался в некоторой растерянности, обнаружив, что в сериале не хватает чего-то существенного. Пересказать давнюю историю — это одно. Это все равно что добыть из-под земли драгоценный алмаз. Но творчески обработать эту историю, придать ей целостный, законченный вид — это другое. Это все равно, что обработать алмаз и сделать его бриллиантом. Но в том-то и дело, что это не реконструкция реальных исторических событий. Сами создатели фильма признают это.

Значит, этот фильм — фильм-притча. Притча о зле. И вот это-то мне непонятно. Неужели всё настолько банально, чтобы просто снять наш российский «ужастик»? Не думаю. Не тот уровень. Он слишком прекрасен, чтобы быть «ужасным». Так может это поэтизация зла? Тоже нет. Зло здесь какое-то «прозаичное», если можно так выразиться. Банально-мерзкое. Отталкивающее. Оно не осуждено в этом фильме, оно не побеждено, или во всяком случае, не побеждено до конца. Оно не искоренено. Но оно и не героизировано.

В этом фильме нет борьбы между добром и злом. Зло торжествует победу на всех фронтах. Все доброе и святое оболгано, заплевано, выпорото, распято и утоплено в болоте. Голгофа есть, воскресения нет.

А как же, — скажете Вы, — крестьянка Настя и Коля Тютчев!? Они же победили!

Не соглашусь. Они не победили. Они выжили. А это не одно и то же.

Ну хорошо. А императрица Екатерина Великая? Тоже только выжила?

Нет. Она не «только выжила». Она «добилась своего»… И даже может показаться, что Екатерина, заменив казнь «Салтычихи» пожизненным заключением, умилосердилась над ней, и бледная звездочка добра появилась в иссиня-черном мраке. Ничуть не бывало…

Вообще, мне даже показалось, что
«Салтычиха» — это аллегория указывающая на Екатерину. Да и сама Дарья Салтыкова об этом говорит: ты ничем не лучше меня… Так что зло остается тотальным. Как в притче о драконе, которого шли побеждать великие воины, но, победив его, сами становились очередным драконом.

Вот мои размышления об этом фильме. Если у вас тоже есть какие-то мысли эту тему, пишите в комментариях.

С уважением, Алексей Волков, ведущий канала «ВПравославии»